Напомним, что с 21 декабря юридическое лицо обязано:
- регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию;
- хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных законом, не менее пяти лет со дня получения такой информации;
- представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений госорганам./li>
За неисполнение этих обязанностей установлена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей (ст.14.25.1 КоАП).
Правительство РФ в Постановлении №913 установило правила, по которым госорганы могут запрашивать, а юрлицо должно предоставлять информацию о бенефициарных владельцах.
В соответствии с новыми правилами:
- запросы о предоставлении информации о бенефициарных владельцах может направлять Федеральная налоговая служба (ее территориальные органы) и Федеральная служба по финансовому мониторингу (ее территориальные органы);
- запросы направляются в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через операторов электронного документооборота или на бумажном носителе. При направлении запроса в электронной форме Росфинмониторинг использует информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуру ФНС;
- юридическое лицо представляет сведения о бенефициарных владельцах в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса. Сведения о бенефициарных владельцах представляются по состоянию на дату, указанную в запросе;
- юридическое лицо может ответить на запрос а) по телекоммуникационным каналам связи через оператора; б) на оптическом или цифровом носителе информации с приложением сопроводительного письма на бумажном носителе. Полагаем, что направление ответа в бумажном виде (без оптического/цифрового носителя информации) также допустимо, хотя об этом в Постановлении Правительства нет ни слова. Акцент сделан именно на электронный документооборот;
- предусмотрены сроки исправления юрлицом неточностей или ошибок в ранее представленных сведениях о бенефициарных владельцах (3 рабочих дня со дня обнаружения);
- госорган может отказать в приеме электронного сообщения, содержащего сведения о бенефициарных владельцах. В этом случае юрлицо обязано устранить причины, повлекшие непринятие электронного сообщения, в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления об отказе.
По сути, Постановление Правительства устанавливает только общие правила взаимодействия госорганов и юрлиц в сфере раскрытия информации о бенефициарных владельцах. Формы и содержание запросов Постановлением не определены.
Правительство поручило ФНС и Росфинмониторингу обеспечить разработку и утверждение правовых актов, направленных на реализацию настоящего постановления, в течение 180 дней со дня его вступления в силу.
Так что продолжение следует…
Напоминаем, что если юрлицо не располагает информацией о своих бенефициарных владельцах, оно должно быть готово предоставить госоргану доказательства того, что оно приняло все доступные меры для того, чтобы установить соответствующие сведения относительно своих бенефициарных владельцах. Документами, подтверждающими принятие таких мер, могут являться запросы учредителям (иным контролирующим лицам) и ответы на них. Эта позиция зафиксирована в Информационном сообщении Росфинмониторинга от 17.01.2017 г. (http://www.fedsfm.ru/news/2375)
Рекомендуем всем юрлицам не реже 1 раза в год официально (заказным письмом) запрашивать у своих участников (акционеров) информацию о бенефициарных владельцах. В особенности это актуально для юрлиц, у которых есть иностранные участники (акционеры).