С 25 октября 2019 года в российском процессуальном законодательстве появился институт судебного примирения и фигура судебного примирителя. Федеральным законом № 197-ФЗ одновременно внесены изменения в три процессуальных кодекса (ГПК, АПК и КАС), направленные на совершенствование примирительных процедур в рамках гражданского и арбитражного процессов, а также административного судопроизводства. Ряд изменений также внесен в Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Во исполнение изменений, внесенных в процессуальные кодексы, 31 октября 2019 года Пленум Верховного суда РФ своим Постановлением утвердил Регламент проведения судебного примирения.
Суть новой процедуры – судебного примирения – состоит в том, что судебный примиритель оказывает содействие сторонам спора в достижении взаимоприемлемого результата и урегулировании конфликта с учетом интересов сторон.
Задачами судебного примирения, по Регламенту, являются соотнесение и сближение позиций сторон по делу, выявление дополнительных возможностей для урегулирования спора с учетом интересов сторон, оказание им содействия в достижении результата примирения.
Судебное примирение, в отличие от другой примирительное процедуры – медиации, может проводиться на любой стадии судебного процесса и при исполнении судебного акта. Процедура же медиации может проводиться до обращения в суд, т.е. до возникновения судебного процесса как такового, и после обращения в суд — до принятия решения по спору соответствующим судом, т.е. на стадиях обжалования и исполнения судебного акта медиация не проводится.
Судебным примирителем является судья, пребывающий в отставке и включенный в список судебных примирителей, который утверждается Пленумом Верховного Суда РФ. Т.е. судебным примирителем будет являться человек, имеющий большой опыт разрешения споров и профессионально владеющий необходимыми юридическими знаниями. Список судебных примирителей должен быть размещен на сайте Верховного суда. Кандидатура судебного примирителя определяется по взаимному согласию сторон из списка судебных примирителей и утверждается определением суда, рассматривающего спор.
Судебное примирение сторонами не оплачивается, т.е. эта процедура не увеличивает издержки сторон, возникающие в связи с разрешением спора, что выгодно отличает ее от процедуры медиации.
Судебное примирение может быть проведено по ходатайству сторон (стороны) либо по устному или письменному предложению суда при наличии согласия сторон.
Основанием для проведения судебного примирения будет являться определение суда, в котором, в частности, должен быть установлен срок проведения этой примирительной процедуры.
По Регламенту, судебный примиритель, в частности:
— ведет переговоры со сторонами, в том числе индивидуальные,
— содействует сторонам в обмене документами, сведениями и сообщениями по обсуждаемым вопросам;
— дает сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора, сохранения между сторонами деловых отношений (в частности, предлагает истцу проверить правомерность, оправданность и разумность предъявленной к взысканию суммы; предлагает ответчику проверить обоснованность возражений на иск; предлагает сторонам провести дополнительную сверку расчетов, обсудить условия договора, из которого возник спор, сопоставляя обстоятельства их выполнения или невыполнения сторонами с характером исковых требований, выяснить однозначность понимания сторонами условий договора, иных правоотношений);
— разъясняет законодательство и практику его применения;
— предлагает сторонам выработать и обсудить варианты урегулирования спора (оптимальный, удовлетворительный, нежелательный)
И др.
Судебное примирение проводится в здании суда, в отдельном помещении.
Результатами судебного примирения могут быть, в частности:
1) мировое соглашение в отношении всех или части заявленных требований;
2) частичный или полный отказ от иска;
3) частичное или полное признание иска;
4) полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной жалобы, надзорной жалобы (представления);
5) признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения.
По всей видимости, введение института судебного примирения – это еще одна попытка разгрузить суды, которая стоит в одном ряду с такими относительно «свежими» нововведениями, как вынесение судебных решений без мотивировочной части, квалификационные требования к представителям в виде наличия у них высшего юридического образования, увеличение количества споров, рассматриваемых в порядке приказного производства и упрощенного производства и др.
Кроме того, судебное примирение выглядит как усовершенствованный (более удобный и экономичный) аналог медиации. К тому же судебное примирение проводит судья в отставке, а не медиатор, который, в принципе, может и не иметь юридического образования (Квалификационные требования к профессиональному медиатору сформулированы в п.1 ст.16 Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»: Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее образование и получившие дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации).
Институт медиации появился в России с начала 2011 года и оказался невостребованным. В Пояснительной записке к законопроекту, который ныне превратился в Федеральный закон от 26.07.2019 N 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», указано, что за период с 2011 по 2017 год примирительные процедуры с участием медиаторов использовались при рассмотрении крайне незначительного количества дел (при рассмотрении всего лишь около 0,008 процентов дел судами общей юрисдикции и при рассмотрении около 0,002 процентов дел арбитражными судами).
Формулировки и идеи, заложенные в институт судебного примирения — мирное урегулирование споров, содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формирование обычаев и этики делового оборота, переговоры сторон, имеющие конструктивный и созидательный характер, атмосфера доверия и взаимного уважения — звучат очень красиво и возвышенно. Как они будут реализованы на практике, в условиях современного российского бизнеса, покажет только время.